Вторник, 21.08.2018, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Планируете ли Вы собирать коллекцию "Автомобиль на службе" от Deagostini ?
Всего ответов: 21
Главная » Статьи о моделизме » История производителей » Агат (Моссар)
12:10
Агат (Моссар)

А начиналось все с «Тантала»…

В далеком 1969 году произошло важное для всех настоящих и будущих коллекционеров событие. Производственное объединение "Тантал" из города Саратова выпускает первую масштабную модель - мотоцикл в масштабе 1/30. До привычных советских машин в масштабе 1/43 было еще далеко, но главное, что был дан старт делу, в корне изменившему всю индустрию производства моделей.

Казалось бы, сам факт, когда крупное производственное объединение, занимающееся серьезными разработками и изготовлением товаров широкого потребления, решает выпускать детские игрушки (о коллекционировании тогда вряд ли кто-то серьезно задумывался), выглядит абсурдным. Есть две версии того, как на "Тантале" докатились до такой жизни. Первую рассказывали сами сотрудники ПО в интервью советским журналам после того, как выпуск моделей стал приносить ощутимые дивиденды. Работники «Тантала» говорили, что им хотелось придумать что-то новое и оригинальное, так как фурнитура для шкафов и светильники, производимые «цехом ширпотреба», были делом прибыльным, но без души. Тогда-то и пришла мысль сделать что-то для детей. Был создан «мозговой центр», найдены люди, увлекающиеся моделями, организованы поездки на заводы, где производились настоящие машины.

Есть и вторая, более прозаичная версия. В Союзе существовала обязательная для «оборонки» программа - 10% от общего вала продукции должны были составлять товары широкого потребления. И в рамках этих десяти процентов "Танталу" настойчиво рекомендовали поработать над детскими игрушками.

От «Москвича» до «Порше»

Несмотря на то, что первой игрушкой, вышедшей с конвейера "Тантала" был мотоцикл, в историю вошла другая модель - «Москвич». Сначала 408-й, сделанный после знакомства с моделью французской фирмы «Динки», а потом - 412-й. Обе машины были выпущены в 1971 году, поэтому именно он считается переломным для советского моделизма. Кстати, именно «Тантал» начал нумеровать свои модели. Опять же, не для коллекционеров, а для общей статистики. О том, какую ценность сейчас представляют так называемые «номерные модели» объяснять, думаю, не стоит. «Москвич-408» получил номер А1, «Москвич-412» - А2. Какое-то время «Тантал» специализировался исключительно на «Москвичах», но в 1975 была разработана, а в 1976 запущена первая модель «Ваза». Естественно 2101, то есть «копейки». Игрушка получила серийный номер А9.

А уже потом были ГАЗы, ЗАЗы, РАФы, ЗИЛы, УАЗы, РуссоБалты и даже один «Порше». На последних двух моделях стоит остановиться подробнее. РуссоБалт - единственный ретро-автомобиль, увековеченный «Танталом» в масштабе 1/43. Выбор на него пал не случайно - это была первая машина, выпущенная в нашей стране. Поэтому в 1978 году "Тантал" начал ее производство. На разработку модели ушло немало сил - обычно в Саратове делали масштабные модели, руководствуясь чертежами реальных автомобилей. Здесь же их достать было нереально, поэтому сотрудникам конструкторского бюро пришлось изучать кинохронику и проводить долгое время в архивах. Но результат оправдал себя - модель пользуется популярностью до сих пор. Что касается «Порше-924», то она стала единственной иномаркой, сделанной на «Тантале». Модель вышла немного несуразная, но навсегда вошла в историю.

«Радон» - «Агат» - «Моссар»

Производство «Танталом» масштабных моделей автомобилей оказалось делом очень востребованным. И уже в конце семидесятых годов к этому делу был подключен еще один завод - «Радон». Он находился совсем рядом с "Танталом", - в городе Маркс Саратовской области и входил в состав общего производственного объединения. Здесь выпускали некоторые модели, уже прошедшие «обкатку» на «Тантале». Эта отлаженная схема работала до конца 80-х годов прошлого века, пока завод «Радон» не вышел из состава производственного объединения «Тантал». А потом ООО «Радон» был переименован в ЗАО «Агат». До 2007 года завод с разной степенью успешности продолжал выпускать модели автомобилей, но затем его постигло банкротство. Но свято место пусто не бывает и спустя несколько месяцев в Саратовскую область пришел новый инвестор - крупный холдинг «Инкатекс». Так «Агат» стал «Моссаром». Это имя завод носит и по сей день. И до сих пор производит масштабные модели автомобилей. Собственно, выпуск моделей продолжается и на «Тантале». Машины обоих производителей во многом похожи. До определенного времени идентичными были даже коробки для моделей. И это неудивительно - и у «Тантала», и у «Моссара», находящихся в Саратовской области, по большому счету, общие корни.
Категория: История производителей | Просмотров: 3565 | Добавил: hmark | Теги: производство, агат, Радон, Тантал | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Масштабные модели автомобилей © 2018